Как я понял, вопрос "универсал или специалист?" есть лишь другая формулировка вопроса "свободный выбор стратегии прохождения или заранее намеченный путь?". Нивал выбрал первое -- но всё равно один из возможных путей (легко вычисленный опытными игроками) оказался объективно оптимальным, прочие же вели лишь к долгим мукам, западающей клавише F8 и превращению ниваловского форума в отстойник для застрявших... Таким образом, герой, заявленный как универсал, всё равно оказался узким специалистом -- только до понимания этого игроку надо ещё дойти. Согласен, чем с бОльшими усилиями достаётся победа, тем она приятнее; но является ли показ невразумительного финального ролика адекватной наградой за эти усилия?
Правда, можно так сбалансировать игру, чтобы её можно было пройти и за счёт силы, и за счёт ловкости, и за счёт магии астрала, и за счёт ночного зрения
... Но если это не удалось Нивалу с его большим опытом и множеством бета-тестеров... и не удавалось многим более крупным, опытным и богатым разработчикам... Удастся ли это нам? :wacko:
А может быть, всё-таки сделаем нескольких главных героев? Тогда никого не придётся делать универсалом -- иначе уже к середине игры он будет висеть на "отряде", как гиря: толку никакого, а не выгонишь...
Предлагаю дать каждому герою чёткую специализацию, появление же каждого следующего члена "отряда" привязывать к миссии, практически непроходимой без него. Пример: есть у нас волшебница, владеющая "невидимостью" и "огненной стрелой". До сих пор она либо била врагов поодиночке издали, либо прокрадывалась мимо них. Но вот очередное задание состоит в том, чтобы истр######ть, допустим, стаю волков, нападающих на людей. Волки держатся только вместе, на фейейрверк не реагируют (или реагируют, но сразу по нескольку зверюг; или при нападении на одного, как бы далеко он ни был уведён, немедленно сбегается вся стая...). Что делать? А выполнить ещё одну, "побочную" (а на самом деле сюжетную) миссию, где к волшебнице присоединится воин.
Интересно будет, кстати, убрать (временно) кого-то из героев, когда игрок пристрастится использовать его как затычку к каждой бочке. Скажем, вы наловчились проходить "узкие места", охраняемые опасными монстрами, с помощью заклинания невидимости. И вот перед очередной миссией, где самой простой тактикой было бы именно такое "ныканье", волшебница, владеющая "невидимостью",... скажем, попадает в плен. Сколько раз на протяжении этой миссии игроку придётся чесать репу и с досадой восклицать "Эх! Вот если бы Айри
была с нами -- как бы тут просто было!". А не закосневай! Не почивай на лаврах однажды найденной тактики!
[ 01 января 2002: Изменил: Маккуро Куроске ]</p>