Как я понял (возможно -- неправильно), поскольку ящеры в клетке появляются в оригинальной ПЗ, то и квест с ними должен входить в рамки "похожденний склеротика на Островах". Итак, моя идея.
Сами гоблины захватить в плен ящеров вряд ли могли -- силёнки несоизмеримы. Может, это сделали орки? Но тогда зачем они отдали их гоблинам? И почему в живом виде?
Допустим, вождь орочьего племени хару (хорошее слово, кстати -- по-японски "весна" означает) по имени... хм... Мамбуру
решил выяснить отношения с шайварами ("Много воли взяли-взяли"). Но гробить своих воинов он для этого не желал -- зачем, если под рукой есть тупое и не вызывающее никакой жалости пушечное мясо -- гоблины? Правда, Го-Го вовсе не горел желанием класть голову за интересы орков, но тут зелёным повезло. Разведчики набрели на стоянку молодых лесных ящеров в Средних Горах (кто знает, что они там делали -- может, это что-то вроде тренировочного лагеря?) и доложили вождю. И у Мамбуру появился хитрый (по орочьим меркам) план.
Как и ожидали орки, вождь приказал им в первую же ночь атаковать лагерь, но, ко всеобщему удивлению, не велел убивать чешуйчатых, а велел привести их в селение хару живьём. Потом (к ещё большему изумлению орков) Мамбуру послал гонца к Го-Го с сообщением, что вождь хару преклоняется перед величием и мудростью вождя гоблинов и в знак дружбы дарит ему десяток ящеров, из которых получаются отличные толстые кожи. В тот же день ящеры были препровождены к гоблинскому жилищу.
Орки недоумевали. Унижаться перед гоблином, делать ему такие дорогие подарки (для орка толстая кожа -- большая ценность, а для гоблина -- вообще редкость невиданная) -- и надеяться, что он в знак благодарности даст воинов? Неужели вождь так наивен?
Но Мамбуру не зря отдал Го-Го не кожи, а _живых_ ящеров. Он знал, что, не умея с ними обращаться, не зная, как их убить, чтобы не испортить шкуру, и как выделывать эту самую шкуру, гоблин всё равно придёт к нему...
-------------------------------------------------------------
- Орка господина, твоя ящур дать, моя ящур делать не знать!
- Ай, глупый гобла-гобла! Не знал -- зачем-зачем брал?
- Толстый шкура хотел. Моя толстый шкура надеть, человека моя убивать нету!
- Что, твои гоблы шкуры-шкуры снимать не умеют?
- Гоблин уметь! Волка уметь, кабан уметь, рогач уметь... человека уметь, другая гоблин уметь... Ящур не уметь! Ящур слыхать только, не видеть никогда.
- Гобла глупый-глупый. От меня-меня чего хочешь?
- Орка шкура снимай приди. Орка ящур уметь, толстый шкура делать.
- За просто-просто так ничего не дам. Когда будем с шайвар-шайварами воевать, воинов дашь. Много-много дашь!
- Моя дашь! Моя орка сказать всё дашь. Шибко толстый шкура хотишь...
-------------------------------------------------------------
Го-Го можно понять. Если бы орки просто обещали ему что-нибудь за то, что он даст воинов, он им бы не поверил. Если бы они расплатились с ним заранее, он бы взял -- и всё равно никого им не дал (по глупости понадеявшись, что "авось обойдётся"). Но тут, когда толстая кожа живьём ходит у него перед глазами и только ждёт, когда её обработают -- он не в силах отказаться.
Это, так сказать, закадровая предыстория. Теперь -- история. Мирные ящеры из Средних Гор (а они были мирными до самого последнего времени, пока Бабур не перетащил Ракушку -- допустим, он её ещё не перетащил) раньше немного торговали с людьми, а тут вдруг перестали. Посёлок остался без чего-то жизненно важного, и староста посылает Зака узнать, в чём дело (подзадание "Добраться до торговой поляны"). Но на прежнем месте торговли (где-то недалеко от входа в Средние Горы) Зак находит лишь записку, гласящую, что, пока не выяснится, кто похитил молодых ящеров, племя прекращает всякие мирные отношения с кем бы то ни было. Записка подписана вождём ящеров, и Зак решает найти этого вождя и узнать, что же такое случилось с молодыми ящерами (подзадание "Встретиться с вождём ящеров"). Ящеры в этой миссии враждебны, а одолеть их Зак (если игра проходится по логике событий, а не по Геноциду) пока неспособен.
Итак, где ползком, где на карачках Зак добирается до вождя. Делать лишнюю диалоговую зону вряд ли стоит: достаточно, чтобы вождь произнёс одну (достаточно длинную) фразу, а подробности можно написать в окне заданий. Суть в следующем: вождь говорит Заку, что молодых ящеров кто-то похитил, и указывает место, где они ночевали (оно отмечается на карте розовым). Зак отправляется туда (подзадание "Осмотреть место похищения"). На первый взгляд на этом месте ничего нет, но под одной из ёлок (помните поиски дубины людоеда в первых Аллодах?) курсор меняет форму на "значок руки". На самом деле там лежит тело взрослого орка, но повернуть камеру так, чтобы оно стало видно, почти невозможно. "Взяв" его, Зак получает квестовый предмет "Орковский амулет" и догадывается, что здесь замешаны орки. А кто из людей Гипата -- лучший знаток орков? Эстера, конечно!
Осмотрев амулет, знахарка заключает, что он принадлежал воину племени хару. Более того, она примерно знает, где у этого племени главное стойбище (где-то недалеко от входа в Пески, -- возможно, рядом с домом людоеда). Вождь этого племени должен что-то знать о пропавших ящерах. Зак отправляется туда (подзадание "Найти вождя хару", после этого -- "Обыскать вождя"). Вождь -- матёрый орк (а возможно, и уникальный монстр с повышенными параметрами), так что вернее всего будет обокрасть его. У него окажется расписка (написана явно орком, но от имени Го-Го, и подписана какой-то кляксой) в том, что вождь гоблинов даёт оркам своих воинов в обмен на специалиста по снятию и выделке шкур ящеров. Там же указано, куда шкуродёр должен прийти (место отмечается на карте Реки и Островов).
Зак идёт туда (подзадание "Найти клетку с ящерами"), пробиваясь через опытных и искусных гоблинов, и в конце концов находит клетку. Она заперта (подзадания "Найти гоблина-ключника" и "Открыть клетку"). Ключник бродит где-то рядом (по виду он почти ничем не отличается от прочих, но несколько "круче" по параметрам), но на карте особо не отмечается. После того, как клетка будет открыта, ящеры не бросятся к ближайшему краю карты (как в оригинале), а, офонарев от пережитого страха, ломанутся незнамо куда (конкретно -- к "реальному" выходу из зоны). По пути, естественно, на них будут нападать все, кого Зак ещё не истр######л на этой карте (а можно и "создать из воздуха" десяток орков/гоблинов, бывших до сих пор невидимыми и неактивными). Зак же должен проследить, чтобы хотя бы один из них добрался до выхода из зоны живым (подзадание "Вывести ящеров из гоблинских владений"). После этого задание будет считаться выполненным (торжественный удар колокола, куча опыта, дракончик делает круг почёта -- всё как полагается). Если теперь прийти в Посёлок, там будет ждать посланец вождя ящеров,который вручит Заку в качестве благодарности что-нибудь приятное (например, материал для доспехов или оружия), а вдобавок -- некий ключ. "Это -- ключ от сундука. В сундуке -- самое ценное. Сундука у нас нет. Много лет назад наши братья восстали против нас. Они ушли в Дальние Горы. Сундук у них. Ключа у них нет. Может быть, ты сумеешь соединить ключ и сундук. Тогда мы тоже сможем соединиться."
Сундук стоит в Дальних Горах, в довольно опасном месте (много матёрых чёрных кабанов и жаб). В нём -- ещё одна Большая Ракушка. Поставив её на незанятый алтарь, Зак наконец-то установит мир между всеми лесными ящерами и людьми.